АНАЛИТИКА ПЛЮС
Профессиональные услуги в сфере BI

Истории наших клиентов: Проект 111

Публикуем интервью с Александром Кононовым, руководителем аналитического отдела компании «Проект 111» (www.gifts.ru).

Расскажите о компании, планах, задачах, целях.

Александр Кононов: Компания «Проект 111» — один из лидеров российского рынка промоиндустрии. Мы давно и активно работаем в этой отрасли и планируем сохранять свое место на рынке, расширяя присутствие в российских регионах, СНГ и Европе. Это, конечно, невозможно без постоянного развития и совершенствования внутренних бизнес-процессов, чему весьма способствует хорошая IT-инфраструктура.

 Какие задачи решает компания с помощью BI-решения для веб-аналитики? Каковы бизнес-цели проекта?

Александр Кононов: Основная задача проекта — научиться извлекать и сохранять в локальном хранилище данные сайтовой статистики из Google Analytics. Они необходимы для маркетингового анализа: что именно интересует клиентов и какие страницы они посещают. Та же статистика сайта необходима для технической части, в нашем случае для целей разработки. Мы на данный момент разрабатываем свой сайт и поэтому заинтересованы в информации: с каких устройств заходят к нам пользователи, какими браузерами пользуются, а также как работают наши страницы — быстро ли загружаются, корректно отображаются и т.д.

Программное решение для нашей компании разработала и помогла внедрить АНАЛИТИКА ПЛЮС. Программное обеспечение позволяет по расписанию выгружать данные с приемлемым уровнем сэмплирования. При решении задачи сохранения данных найден способ загружать данные одновременно и быстро, без дублирования. Статистику получаем из Google Analytics и загружаем ее в хранилище HP Vertica.

Что входит в BI–решение для веб-аналитики? Какие были требования к BI-решению у компании?

Александр Кононов: Основное требование — улучшение доступности данных сайтовой статистики в компании. Вся цель проекта заключается в том, чтобы брать данные сайтовой статистики из Google Analytics и перекладывать в локальное хранилище. Все те самые отчеты, которые мы получили в Tableau, можно было получить и через Google Analytics, но там есть определенные сложности, связанные с предоставлением доступа пользователю. Именно поэтому локальное решение удобней, потому что можно дать право доступа к отчету разным пользователям (не надо возиться с Google-аккаунтами). Радует и скорость работы: мы получаем данные прямо из нашей Vertica, отчеты грузятся быстрее. Мы используем данные для поиска корреляции с нашими продажами либо какими-то другими данными.

Компания АНАЛИТИКА ПЛЮС разработала структуру хранилища для размещения данных из GA и дала рекомендации по созданию новых таблиц. В части визуализации созданы отчеты по посещаемости сайта в целом, а также отдельных разделов. На отдельных графиках применена детализация по городам, по ключевым словам. Для разработчиков сайта подготовлены дашборды с данными о пользователях — размеры экрана, устройства, браузеры.

Расскажите об архитектуре решения.

Александр Кононов: Работа всей системы устроена следующим образом. Данные, хранящиеся в Google Analytics, с помощью набора python-скриптов загружаются в локальную базу данных HP Vertica. Загрузка происходит с определенной периодичностью, в зависимости от вида данных.

А можете привести какие-то примеры?

Александр Кононов: Есть пример достаточно простой. Когда мы смотрим график посещаемости сайта, мы видим начало сезона у нас в компании: осень-зима. Мы анализируем рост посещаемости на сайте, предсказываем, что сезон грядет. Для компании это очень важно, чтбы понимать, что нужно начинать готовиться, включать дополнительные ресурсы на складе, производстве и т.д.

Почему выбрали Tableau?

Александр Кононов: Tableau – удобнейший инструмент для быстрого формирования внутренней отчетности компании. Работа с Tableau проста для обычного, неквалифицированного пользователя — это важнейший аргумент в пользу данного продукта. Скорость и простота — главное в Tableau.

Почему Vertica?

Александр Кононов: Это современная колоночная база данных, которая выигрывает конкуренцию у аналогичных продуктов благодаря простоте использования, скорости и удобству. Мы еще не слишком хорошо знакомы с этой системой, но все, что нам удалось о ней узнать, производит хорошее впечатление.

Каковы объемы данных?

Александр Кононов: Сейчас объем данных в аналитическом хранилище невелик, порядка 100 Гб, но работа над его наполнением еще ведется — мы планируем увеличение. Каков будет итог, пока непонятно.

Какие данные Вы смотрите в Tableau?

Александр Кононов: В основном это данные нашей ERP-системы, работающей на базе PostgreSQL, аналитические данные в Vertica, сайтовая статистика, которая для нас очень важна. Есть и другие, нерегулярные источники данных.

Какие задачи решает Tableau? Расскажите о конкретных примерах

Александр Кононов: Мы применяем Tableau для создания отчетов с постоянным доступом, ad-hoc отчетов, формирования презентаций и т.д.

Например, мы используем отчет-презентацию для выездных встреч наших менеджеров с клиентами. В отчете виден профиль продаж клиента по разным товарным группам: какие клиент предпочитает, по каким есть провалы и т.д. Это дает повод нашим менеджерам при общении с клиентом акцентировать внимание на важных пунктах, узнавать, с чем связаны подъемы или провалы. Таким образом мы получаем качественную обратную связь и можем оптимизировать товарный ассортимент и ценовую политику.

Можете ли вы дать пример какой-то идеи, полученной с помощью Tableau?

Александр Кононов: Новые идеи появляются при анализе отчетов, созданных в Tableau. И здесь тоже нужно уметь правильно распоряжаться инструментом. Когда мы только начали изучать этот продукт, у некоторых пользователей был соблазн создавать отчеты в стиле Excel, в виде больших, «плоских» таблиц. Конечно, как только мы научились правильно «подавать» данные, стали находиться интересные закономерности и аномалии. Например, мы научились выявлять и показывать «выбросы» в еженедельных продажах, которые раньше были скрыты в агрегатах или терялись на общем фоне продаж в табличных отчетах. Изначально, когда мы смотрели статистику продаж, все данные сворачивали по неделям, месяцам и т.д. Если сохранять по дням, то могут быть выбросы по конкретным позициям товаров, а когда все это агрегируется по месяцам, цифры теряются и скрываются — мы видим только общий тренд и не замечаем выбросов. С помощью Tableau мы смогли сделать интересный красивый график, где можно было видеть выбросы по конкретным товарным позициям, которые отличались по продажам от общей картины, стали находить интересные товары. Чаще всего это позиции, которые не имели значения относительно общих продаж, но при этом это могли быть новинки, которые неожиданно «выстрелили».

Как внедряли Tableau? Что можете сказать о проблемах внедрения, как решали эти проблемы?

Александр Кононов: Внедрение осуществлялось в «фоновом режиме» постепенно, силами небольшой рабочей группы. Мы сразу начали строить отчеты. Весь проект длился чуть меньше года. Мы начали с изучения самого продукта. Были созданы первые тестовые отчеты, изучены возможности извлечения данных, возможности визуализации данных. Далее мы приобрели Tableau Server и стали постепенно привлекать к работе сотрудников компании из разных отделов, перенося необходимые отчеты из старых хранилищ на сервер Tableau. Проблем особых не было. Компания АНАЛИТИКА ПЛЮС нас обучала и отвечала на возникающие вопросы, этого оказалось вполне достаточно, чтобы внедрение проходило нашими силами спокойно и уверенно, программное обеспечение действительно оказалось простым для освоения.

Трудно ли было сотрудникам привыкнуть к новому интерфейсу?

Александр Кононов: На самом деле нет. Большинство сотрудников не занимаются конкретно формированием бизнес-аналитики. У нас не так много людей, которые делают отчеты сами, но у тех, которые делают это через интерфейс в Tableau Server, проблем вообще не было. Потому что там все довольно элементарно. Нам рассказали, как обновлять, переключать фильтры, сохранять переустановленные фильтры и т.д. Что касается работы с созданием отчетов, то научиться было несложно. У нас есть в компании люди, которые, не зная английского, поработав пару дней, стали создавать довольно симпатичные отчеты.

Как изменилась аналитическая работа с внедрением Tableau? Какой был процесс бизнес-анализа до Tableau?

Александр Кононов: Внедрение Tableau стало частью реформирования всей работы с аналитическими отчетами в компании, результатом которого стало формирование нового подхода к анализу данных. До этого внутренняя отчетность компании делалась силами разных отделов, в основном, с применением Excel. Не было единого хранилища аналитических данных, общей методологии работы. В результате в компании появился целый аналитический отдел. Фактически были сделаны структурные изменения. Работа аналитического отдела связана не только с Tableau, но и с другими задачами тоже. Мы сейчас эффективно занимаемся разработкой архитектуры хранилища, у нас есть Data Minin-задачи и т.д. Внедрение Tableau выступило катализатором. Tableau — первый инструмент, который мы попробовали. Показали нашему руководству, инструмент понравился, и после этого мы захотели чего-то большего. Не только Tableau, но и более современное, хорошо обновляемое хранилище данных, сразу появился интерес к данным компании у разных работников и руководства.

Изменился ли бизнес и как он изменился с внедрением Tableau?

Александр Кононов: На самом деле, система Tableau у нас появилась не так давно, поэтому на бизнес, как таковой, она повлиять еще не успела. Однако уже сейчас заметно, насколько быстрее стала формироваться аналитическая отчетность. У руководства компании и рядовых работников появился интерес к анализу данных. Люди стали сами проявлять инициативу в этих вопросах, придумывать новые варианты анализа и визуализации.

Как Tableau помогает лично Вам?

Александр Кононов: Лично мне Tableau помогает ускорить работу, на которую прежде приходилось тратить уйму времени, привлекая сотрудников разных отделов.

Вы можете сравнить Tableau и Excel?

Александр Кононов: Это совершенно разные продукты. У них разные возможности, и они предполагают разные методы работы. Tableau — более узкоспециализированный продукт. В своей области он удобнее и функциональнее, чем Excel.

Как Вы видите дальнейшее развитие BI-системы в компании?

Александр Кононов: Сейчас работа ведется над построением хранилища аналитических данных на базе Vertica. В дальнейшем мы планируем использовать его для хранения всех наших данных, для их анализа и решения Data mining-задач. Это хранилище будет основным источником данных для наших отчетов.

 

Основной задачей Проекта 111 было научиться извлекать и сохранять в локальном хранилище данные сайтовой статистики из Google Analytics. Они необходимы для маркетингового анализа.

x

Этот сайт использует файлы cookies, чтобы облегчить вам пользование нашим веб-сайтом.

Продолжая использовать этот веб-сайт, вы даете согласие на использование файлов cookies.