АНАЛИТИКА ПЛЮС
Профессиональные услуги в сфере BI

Отчетность для бизнеса

В целом, отчетность для бизнеса можно разделить на два больших блока:

  • Мониторинг: когда руководители и менеджеры на постоянной основе контролируют процессы, отслеживают различные изменения,
  • И собственно анализ: выявление причин того или иного изменения, выдвижение гипотез, их проверка, поиск решений и возможностей для улучшения показателей.

Отчетность для бизнеса — несколько уровней

Отчетность для бизнеса, в первую очередь, различается по уровню доступа (назовем это так). Для кждого уровня сотрудников интересны свои отдельные срезы, а значит – и подача информация для них тоже должна быть разной.

Уровни отчетности для бизнеса:

  • Топы, учредители – это суперзанятые люди, у них нет времени копаться в деталях, кликать по отчету. Им нужно – быстро, регулярно и просто для «чтения». В идеале, это пара чисел и стрелок прироста 🙂 В этом случае тип отчетности для бизнеса – мониторинг.
  • Руководители (отделов, департаментов, филиалов и пр.) – это люди, на которых лежит ответственность за бизнес. Им нужна не только общая картина, но и контроль процесса, выводы о проблемах или успехах. Отчетность в этом случае должна не только показывать, что произошло, но давать возможность понять, почему это произошло. Для руководителей – важен моиторинг и анализ.
  • Аналитики (и другие специалисты, менеджеры) – это сотрудники, которым важна и нужна детальная информация. Для них BI система – это инструмент для экономии времени: помогает быстро разработать отчетность для бизнеса, не тратит время на подготовку данных, создание отчета. Аналитикам – необходим мониторинг, анализ, понимание данных и доступ к ним.

Отчетность для бизнеса – на примере крупной компании-производителя

Не так давно мы разрабатывали отчетность для бизнеса для крупного международного производителя. В результате изучения компании, обсуждений с сотрудниками и руководителями, проверки гипотез и отказа от некоторых из них мы пришли к такому виду идеальной отчетности для бизнеса в данной компании:

  • Для топов: мониторинг ключевых показателей по верхнему уровню (страна, регионы и т.д.).
  • Для руководителей: мониторинг ключевых показателей по сотрудникам с возможностью «провалиться» в более детальный отчет и провести углубленный анализ.
  • Для аналитиков: набор дашбодов (несколько графиков и диаграм на одном мониторе) с агрегированными по разным разбивкам данными для быстрого визуального анализа, а также — возможность доступа к самым детальным данным для кастомизации отчетов.

Отчетность для бизнеса – идеальный отчет

Наша компания разработала тысячи отчетов для компаний из разных отраслей (дистрибьюторы, розница, склады, банки, производство, строительство, телеком и другие). Делимся нашим опытом и даем советы для идеальной отчетности для бизнеса:

  1. Не нагружайте пользователя сразу, начинайте с верхних уровней.
    Если отчетность для бизнеса будет перегружена информацией, то разбираться в ней будет сложно и нудно. Наша практика показывает, что популярностью пользуются небольшие «тоталы» (общие таблицы) на самом видном месте, которые позволяют представить картину в целом – исследуемые разрезы/метрики и т.д. И только потом можно постепенно опускаться в детали.
  2. Drill down – бизнес любит «проваливаться» вглубь картинок.
    Например, ваша компания занимается продажами по обширной географии. Сначала вам подают общую информацию, потом вы проваливаетесь до уровня регионов, далее продолжаете поиск скрытых фактов и проблемных элементов и, наконец, переходите до отдельных подразделений. Самый длинный «проход» полезен аналитикам и специалистам — тем, кто должен докапываться до сути явления, понять его причины.
  3. Никуда не деться от таблиц – люди их любят.
    Какой бы понятный не был отчет, бизнес-пользователи, как правило, все равно любят иметь табличный вариант, возможно, не по всей информации. Это может быть:
    • в явном виде таблица в основном отчете,
    • возможность скачать данные визуализаций в виде простой плоской колоночной таблицы,
    • переход к таблицам по ссылкам/комментариям.
  4. Отчеты должны быть user-friendly.
    При разработке отчетности для бизнеса важно понимать, кто и как им будет пользоваться. Нужно собрать и продумать основные сценарии использования, обсудить их с пользователями.
    • Важен уровень пользователя – аналитику-разработчику все может быть очевидно, он знаком с данными и понимает, как искать в отчете смысл, но новому бизнес-пользователю может быть тяжеловато.
    • При разработке желательно использовать знакомые вашим пользователям шаблоны взаимодействия с системой. Если же вы вводите свой новый шаблон (понятный пока только вам), не ждите, что его примут «на ура». В таком случае необходимы понятные инструкции (возможно прямо на самом отчете). Пользователи хорошо реагируют на текстовые комментарии.

Отчетность для бизнеса — сопротивления и конфликты

Часто внедрение и разработка отчетности для бизнеса сопровождается определенными проблемами:

  1. Универсальность vs Кастомизация.
    Представьте, что у вас есть задача наладить отчетность для нескольких команд или подразделений. Для пользователей важна кастомизация. Как правило, из-за особенностей бизнеса сделать общий универсальный дашборд непросто, у всех есть свои требования к отчету и информации, которая должна быть на дашборде. Но для аналитика-разработчика важна универсальность: поддерживать 10 разных отчетов сложно, их тяжело дополнять или исправлять.
    Плюсы универсальности — легко поддерживать, минус — сложно угодить всем. При кастомизации – наоборот, пользователь получает то, что хочет, но сложно поддерживать.
  2. Сопротивление участников процесса (возникает часто).
    • Со стороны аналитиков и разработчиков: руководство хочет получать оперативную, удобную отчетность с помощью BI систем. Аналитики не хотят менять работающие процессы, им привычнее готовить отчетность для бизнеса на коленке, по-старому.
    • Со стороны начальства: аналитики завалены заявками и задачами, хотят улучшить свою продуктивность с помощью нового софта. Но руководители довольны текущим положением дел и не хотят тратить бюджет на внедрение нового софта ради долгосрочного результата.

Отчетность для бизнеса – новые технологии

Казалось бы, проблема неразрешима – идеальную отчетность для бизнеса создать сложно. Но это не так! Компании лидеры делают отчетность регулярно, ежедневно и ежечасно, и при этом не тратят на создание и разработку отчетов много времени.

Сегодня на рынке есть аналитические системы типа self-service – их быстро устанавливать, легко осваивать и удобно настраивать под каждого пользователя. Одно из таких решений – Tableau.

Tableau поможет делать отчетность для бизнеса быстрой и удобной:

  • данные собираются из нескольких источников,
  • не нужно ждать разработчика, каждый специалист сможет сделать отчет для себя сам,
  • эту программу легко освоить (за 2 дня – наши практикумы доказывают это!).

Компания АНАЛИТИКА ПЛЮС – официальный представитель Tableau на территории России.
Мы знаем про Tableau все!

Если у вас появились вопросы, нужны подробности о программе, ее внедрения или нужна презентация продукта, звоните +7 499 391-2984 или оставьте заявку:

Задайте вопрос
x

Этот сайт использует файлы cookies, чтобы облегчить вам пользование нашим веб-сайтом.

Продолжая использовать этот веб-сайт, вы даете согласие на использование файлов cookies.