Как провести ситуационный анализ в маркетинге?
Ни одна компания не может контролировать рынок, однозначно предсказывать будущее и не зависеть от внешних обстоятельств. Бизнес существует во взаимосвязи с другими элементами общества: политикой, экономической ситуацией в стране, общественным настроением. Анализ этих и других сфер с последующим планированием стратегии развития компании называется ситуационным анализом в маркетинге.
Стратегия развития компании зависит от огромного количества внутренних и внешних факторов. И если с внутренними компания знакома относительно хорошо и может их предугадать с некоторой вероятностью, то с внешними все обстоит намного сложнее. Они не только мало предсказуемы, но и оказывают куда большее влияние на компанию, чем компания на них. К внешним факторам, ради которых проводится ситуационный анализ в маркетинге, относятся:
- состояние бизнеса конкурентов,
- состояние бизнеса поставщиков,
- состояние рынка, на котором работает компания,
- политическая обстановка в стране,
- настроения в обществе.
Некоторым владельцам бизнеса может показаться, что данные сферы оказывают не столь очевидное воздействие на процветание их компании. Чтобы развеять это заблуждение, можно привести следующий пример: поставщиков интересующей продукции на рынке не так много, при принятии нового закона прибыльность их деятельности сводится к нулю, а поэтому они могут перестать работать. Товар пропадет с рынка, и бизнес, связанный с поставками данного товара, тоже встанет под угрозу. Это всего лишь один пример из предполагаемых событий для рыночной аналитики и маркетинга, но как он все меняет.
Как работают интернет-маркетологи в Mail.ru
Цели и задачи ситуационного анализа маркетинга
Цель ситуационного анализа маркетинга — создание нескольких вариантов стратегий развития компании. В ходе рыночной аналитики маркетингом выявляется несколько вариантов развития событий, каждому из которых будет соответствовать своя стратегия.
Задачи ситуационного анализа:
- анализ конкурентов в маркетинге (их ценообразование, качество продукции, перспективы развития и т.д.),
- анализ жизнеспособности поставщиков (их ценообразование, качество продукции, перспективы развития и т.д.),
- анализ политической ситуации (возможности принятия законов, способствующих или мешающих деятельности компании),
- анализ рынка (уровень конкуренции, географическое или социальное деление секторов рынка),
- анализ настроений в обществе (спрос на продукцию компании).
Ситуационный анализ маркетинга при помощи аналитической программы
Какую из аналитических программ выбрать: все зависит от размера компании
Ситуационный анализ рынка необходимо проводить периодически, чтобы отслеживать постоянно изменяющуюся ситуацию и всегда иметь возможность действовать незамедлительно. При этом процесс этот достаточно трудоемкий, учитывая количество сфер, подлежащих анализу. Поэтому такая деятельность либо отдается на аутсорс, либо автоматизируется при помощи аналитических программ, из которых даже можно выбрать более подходящую для конкретной компании.
Крупные компании обычно предпочитают сложные аналитические программы, для управления которыми необходима помощь IT-сотрудника. Компаниям с небольшим отделом маркетинга удобнее пользоваться такими «коробочными» аналитическими продуктами, как Tableau. Особенности использования именно такого формата в том, что данная программа не требует сложной сборки, установки и обучения. При этом в отличие от многих «коробочных» продуктов Tableau обладает всеми необходимыми профессиональными свойствами аналитических программ. Tableau при ситуационном анализе:
- может объединить все источники данных в один отчет,
- оперативно и автоматически обновляет информацию, если она обновилась на источнике данных,
- создает визуальное представление всех возможных ситуаций, которые анализировать благодаря этому будет легче.
Цифры о нас
Мы, компания АНАЛИТИКА ПЛЮС, с 2012 года помогаем нашим клиентам работать с данными — находить полезные инсайты и использовать эту информацию для повышения прибыли компании.
За это время мы разработали и внедрили решения в сфере digital маркетинга для более 200 компаний:
- анализ каналов,
- прогнозирование эффективности,
- анализ программ лояльности,
- отслеживание воронки по конкретной кампании с показателями конверсии на каждом этапе,
- сегментация клиентской базы,
- ключевые показатели интернет-маркетинга,
- конкурентный анализ и сравнение.
Хотите узнать, как оценить эффективность интернет-маркетинга быстро?