Как и с помощью каких инструментов анализируют данные в ритейле?
«Наша глобальная задача – повышение уровня доступности данных для сотрудников компании». Опыт внедрения визуальной аналитики в e-commerce компании.
Один из наших клиентов — крупный ритейлер, ведущая онлайн-платформа в сфере моды и lifestyle в России и СНГ. У компании есть собственная логистическая сеть, свой складской комплекс, call-центры и фотостудия. Это миллионы пользователей, до 10 000 звонков ежедневно, а также огромный логистический центр.
Как и с помощью каких инструментов анализируют данные в компании?
Как построен процесс анализа данных в компании?
— В силу особенностей рынка, на котором мы работаем, аналитика требуется постоянно, регулярно и ежедневно. В идеале – в режиме реального времени. И при этом – аналитика нужна абсолютно для разных департаментов.
Нам важна не только аналитика сайта (например, данные по воронке – просмотр каталога, просмотр товара, оформление заказа), интересны дальнейшие действия пользователей – что выбрали, что приобрели в итоге.
Нужен анализ деятельности колл-центра практически в режиме реального времени, необходим анализ возвратов – важно понимать, почему клиент вернул товар (причины возврата указывает курьер на своем рабочем планшете).
Сегодня аналитика в компании присутствует на всех этапах и во всех направлениях деятельности компании. Наша основная задача – и дальше повышать ее качество.
Какие инструменты использовались и используются для анализа данных?
— Мы работали (и продолжаем работать) с SAP BO, Oracle, Excel, писали запросы на Python, SQL, R. Чуть позже появились Vertica и Tableau.
Что стало предпосылкой для внедрения ПО для визуальной аналитики?
— Раньше визуализацию делали в Excel, а также использовали самописную систему визуализаций. Конечно, со временем их возможностей стало не хватать и появилась необходимость выбрать аналитическое решение с сильной визуальной частью.
Еще одна задача, которую хотелось решить, — частично разгрузить отдел аналитики: чтобы конечные пользователи могли сами фильтровать данные, а не обращаться постоянно к специалистам отдела.
Как проходил процесс внедрения Tableau?
— Здесь было все просто: выбрали, установили и стали пользоваться. Внедряли Tableau самостоятельно при минимальной поддержке компании АНАЛИТИКА ПЛЮС. Никаких сложностей на этом этапе не возникло.
А во время использования Tableau? Были сложности?
— Тоже нет. Некоторые наши специалисты уже знали Tableau и работали с программой ранее, кто-то потом проходил обучение в компании АНАЛИТИКА ПЛЮС. Для создания дашбордов (интерактивных отчетов) лучше привлекать специалистов-профессионалов, а вот с уже готовыми дашбордами может работать любой пользователь!
Сейчас основные пользователи Tableau в нашей компании – это специалисты отдела аналитики. Но в планах — установить ПО для тех менеджеров, которым нужна быстрая аналитика. И эту аналитику они смогут делать самостоятельно – без привлечения нашего отдела. Думаю, что это будут не только топ-менеджеры, но и обычные специалисты – например, менеджер склада, которому необходимо оперативно принимать решение на основе данных.
Какова архитектура решения на данный момент?
— Мы используем Vertica в связке с Tableau, но также есть и Oracle. И здесь все просто – выгружаем данные и через витрины обновляем.
Что нравится в Tableau на данный момент?
— Для развития внутренних и пользовательских продуктов компании важно иметь удобные инструменты аналитики. Наша глобальная задача – повышение уровня доступности данных для сотрудников компании, которые принимают решения на основе данных и отчетов. И мы рассчитываем, что инструменты Tableau помогут нам в этом.
Кроме того, отчеты в Tableau интерактивны. Менеджерам и руководителям обычно недостаточно видеть одну какую-то метрику в виде статичной цифры в таблице – она бесполезна для анализа. Нужна возможность изучать детали, сравнивать, брать разные срезы: по клиентам, целям, временным периодам, влиянию на определенные метрики. Именно такой многомерный и интерактивный анализ можно делать с помощью Tableau.
Но нужно понимать, что для каких-то задач нам достаточно и SAP BO: не всегда есть необходимость красивого визуального представления, а требуется просто огромная таблица данных.
Какие задачи сейчас решаются с помощью Tableau?
— В основном, это – задачи ad-hoc анализа данных и визуального представления для бизнес-пользователей.
Хотите узнать, как провести анализ и сделать отчеты быстро?
Нам доверяют: