Анализ рынка продаж: разведка перед боем
Чтобы воевать, желательно ориентироваться на местности. Победа чаще достается тем, кто занял лучшую позицию и хорошо знаком с расположением противников. Те же правила действуют и в рыночной экономике, где анализ рынка продаж — разведывательная операция.
Анализ рынка продаж позволяет снизить риск неверных решений на этапе запуска продукта или в условиях снижения объемов продаж продукта. Знание рыночной ситуации, условий формирования спроса на продукт и анализ конкурентов помогают спрогнозировать продажи и принять стратегически верные решения. Нужно оценить конкурентоспособность предложения, а значит – оценить сильные и слабые стороны конкурентов и продумать стратегию продвижения и предложения. Анализ рынка продаж включает в себя сбор статистики по:
- состоянию рынка (его емкости, реакции целевой аудитории на нововведения),
- доли разных компаний на рынке (их возможностях на данный момент и перспективах),
- ценообразованию в отрасли,
- выручке конкурентов по периодам,
- сегментам целевой аудитории.
Все собранные данные по продукции сравниваются по динамике, периодам и регионам. Изменения цен, данные о качестве существующего на рынке товара и объемах его производства, текущий спрос, ассортимент, требования потребителя к товару, жизненный цикл товара, карта рынка – все это также должно быть в статистике для анализа рынка продаж.
Как анализируют данные по продажам в Materia Medica
Результаты анализа рынка продаж
Информация для статистики анализа рынка продаж берется из экспертных мнений и фактических данных, находящиеся в открытом доступе. После сбора наступает этап анализа информации, выведение итогового мнения о рынке и прогнозирование возможностей продукта или компании на рынке.
Анализ рынка продаж должен показать:
- есть ли на рынке место для еще одной компании,
- есть ли недостаток нового продукта в предложении у конкурентов,
- какая целевая аудитории легче всего воспримет новую компанию и новый продукт,
- данный рынок развивается или стагнирует.
Такие выводы позволяют принять решение о запуске нового продукта или открытии новой компании либо, наоборот, о поиске возможностей для бизнеса в другой сфере.
Сложности в анализе рынка продаж
Анализ большого объема информации лучше доверить аналитической программе:
Когда принимаются решения по анализу рынка продаж, информации всегда собирается большое количество. Поэтому отчет по анализу рынка продаж получается зачастую громоздким и неудобным. Основные проблемы, с которыми сталкиваются менеджеры при анализе рынка продаж:
- много источников данных (открытые источники, проведенные исследования, 1С, CRM, внутренние данные компании);
- много данных об одном и том же, но в разном формате.
Решаются эти проблемы автоматизированием системы сбора информации. Для этого применяют различные программы:
- Excel, но его возможности по обработке данных очень ограничены, как и визуальная часть;
- специальные аналитические решения, на их внедрение нужно время и бюджет, а для их обслуживания – технические специалисты;
- «легкое» аналитическое программное обеспечение типа Tableau, популярное на международных рынках.
Последний вариант наиболее удобен для малого и среднего бизнеса и отлично выполняет задачи, поставленные перед анализом рынка продаж. Выводы, благодаря отчетам созданным, например, в программе Tableau, напрашиваются сами собой: визуальное представление информации, с графиками, диаграммами позволяют увидеть все, как у себя на ладони.
Цифры о нас
Мы, компания АНАЛИТИКА ПЛЮС, с 2012 года помогаем нашим клиентам работать с данными — находить полезные инсайты и использовать эту информацию для увеличения прибыли компании.
За это время мы разработали и внедрили решения для различных отраслей и направлений бизнеса:
- анализ продаж,
- прогнозирование эффективности промо-акций,
- отслеживание воронки продаж по конкретной кампании с показателями конверсии на каждом этапе,
- сегментация по различным методам: ABC, RFM и т.д.,
- ключевые показатели интернет-маркетинга,
- анализ товара на складах,
- аналитика для отдела кадров (карточки сотрудников, обучение, анализ KPI и т.д.),
- анализ финансовых показателей
- и многое другое.
Хотите узнать, как провести анализ и сделать отчеты быстро?