Анализ рентабельности продаж: рассчитываем норму прибыльности
Один из главных показателей бизнеса — его рентабельность: насколько стоит вкладывать силы, деньги и время в него, насколько это окупится. Лучше всего это показывает анализ рентабельности продаж.
Рентабельность продаж — финансовый показатель, отражающий процентное выражение прибыли, которую можно получить от того или иного объема вложений. Например, говорят: «рентабельность данного бизнеса составляет 20%». Это означает, что за отчетный период можно вернуть вложенные деньги в бизнес и заработать 20% от этой суммы. Таким образом анализ рентабельности продаж помогает оценить работу отдела продаж: насколько эффективно распределены ресурсы, используются ли эффективные каналы рекламы и продажи.
Анализ рентабельности продаж позволяет:
- понять норму прибыльности каждого товара,
- избавиться от товаров, которые приносят малый процент прибыли,
- больше внимания уделить продвижению и продаже наиболее рентабельных товаров и услуг.
Анализ рентабельности продаж показывает хорошие результаты в том случае, когда в деятельности компании или отдела преобладают положительные факторы бизнес-процесса:
- рост выручки от продаж опережает рост издержек,
- уменьшение издержек быстрее снижения выручки,
- выручка растет при сокращении затрат.
В противном случае, при преобладании издержек над выручкой и более быстром падением выручки при росте затрат, рентабельность ухудшается.
Как анализируют данные по продажам в Materia Medica

Расчет рентабельности продаж
Анализ рентабельности продаж показывает, что для каждой отрасли нормой прибыльности считаются разные показатели. Для сферы услуг это 12-20%, а для добычи полезных ископаемых — все 50%. В этом виде анализа также принято сравнивать текущие показатели с предыдущими, чтобы определить тенденции: падает или повышается рентабельность.
Собираются данные для расчета рентабельности продаж из различных источников: 1С, CRM, excel-таблицы и др. При необходимости — в двух экземплярах: за текущий период и прошедший. Затем все данные обрабатываются, структурируются и приводятся к единому формату, удобному для расчета рентабельности.
Если позиций, по которым проводится анализ, не много, если нет сравнения с предыдущим периодом, то можно обойтись своими силами и сделать анализ рентабельности продаж вручную. Если компания имеет богатый ассортимент и предпочитает следить за тенденциями предпочтений своей целевой аудитории, то расчет получится большим и без визуальной подачи в нем не разобраться.
Анализ рентабельности продаж при помощи аналитических программ
Изменение рентабельности любого товара можно просчитать при помощи аналитических программ:
Когда растет продуктовая линейка, появляется много позиций по издержкам, разобраться в рентабельности продаж самостоятельно, без аналитической программы становится сложно. Подобный процесс можно доверить сотруднику отдела продаж или маркетинга, однако на это у него уйдет не один рабочий час, да и человеческий фактор может внести неточность в результаты.
Можно также использовать дорогостоящие аналитические программы, специально разрабатываемые под нужды конкретной компании. Такими продуктами обычно управляет IT-специалист — то есть его время на это тоже нужно закладывать. Зато результаты здесь получатся намного точнее, чем в первом случае.
Еще можно приобрести недорогой по сравнению с профессиональной аналитической программой «коробочный» продукт. Такой тип аналитики становится все более популярным на международном рынке. Он отвечает всем основным требованиям бизнеса, подходит для анализа рентабельности продаж и не нуждается в дополнительном IT-обслуживании. Одной из таких программ является Tableau, подгружающая и объединяющая информацию из разных источников, автоматически обновляющая данные и имеющая возможность представлять информацию в разнообразных формах визуального представления информации.
Цифры о нас
Мы, компания АНАЛИТИКА ПЛЮС, с 2012 года помогаем нашим клиентам работать с данными — находить полезные инсайты и использовать эту информацию для увеличения прибыли компании.
За это время мы разработали и внедрили решения для различных отраслей и направлений бизнеса:
- анализ продаж,
- прогнозирование эффективности промо-акций,
- отслеживание воронки продаж по конкретной кампании с показателями конверсии на каждом этапе,
- сегментация по различным методам: ABC, RFM и т.д.,
- ключевые показатели интернет-маркетинга,
- анализ товара на складах,
- аналитика для отдела кадров (карточки сотрудников, обучение, анализ KPI и т.д.),
- анализ финансовых показателей
- и многое другое.
Хотите узнать, как провести анализ и сделать отчеты быстро?