Анализ работы отдела продаж: кто портит показатели?

Анализ работы отдела продаж и эффективности каждого сотрудника в отдельности позволяет вовремя заметить проблемы и принять меры для их решения. Такой анализ нужно проводить регулярно: каждую неделю, месяц, квартал и год. Он позволяет определить недостатки маркетинговой политики, закупок, работы отдела персонала и многое другое. Состояние отдела продаж можно описать по его качественным и количественным показателям.
Что можно отнести к количественным показателям отдела продаж:
— количество звонков (входящих, отработанных),
— количество продаж на сотрудника и на отдел,
— объем продаж на сотрудника и на отдел в руб.,
— выполнение плана в руб. и в процентах,
— сравнительные данные за прошедшие периоды.
Качественные показатели измерить сложнее, в основном это делается при помощи тестов и наблюдения. Они позволяют оценить профессионализм сотрудника по 10-балльной шкале. Оценка проводится не только самим сотрудником, но и его коллегами и руководством – таким образом можно получить относительно объективную картину об эффективности работы сотрудника. В финале результаты представляются в виде графиков, чтобы их легко можно было прочесть и понять.
Качественные показатели работы отдела продаж:
— личностные качества сотрудников (доброжелательность, отзывчивость, умение отстаивать свою точку зрения, ответственность и т.п.),
— способность к обучению и желание учиться,
— опыт, знания и навыки.
Как анализируют данные по продажам в Materia Medica
Пример анализа работы отдела продаж
Для лучшего понимания анализа работы отдела продаж, давайте рассмотрим его на примере. Для начала обычно проводится анализ по количественным показателям: в целом по отделу сравнивают прошлые и текущие показатели и текущие и желаемые, то же самое с каждым конкретным сотрудником.
Далее проводится анализ работы отдела продаж по качественным показателям. Собираются мнения по каждому сотруднику о его личных и профессиональных качествах. Соотношение качественных и количественных показателей позволяет уже приходить к некоторым выводам. Ухудшение количественных показателей со стабильным состоянием качественных означает влияние внешних факторов на работу отдела продаж. Ухудшение качественных показателей в том числе свидетельствует о том, что в них скрывается причина уменьшения звонков, продаж и т.д.
При более глубоком исследовании, по каждому из сотрудников, можно определить, откуда именно начался процесс негативных изменений в отделе. Такая детальность позволяет выявить точную причину и источник неблагоприятных итогов анализа отдела продаж и быстро исправить ситуацию.
Какие инструменты лучше использовать для анализа отдела продаж
Важно проводить анализ работы каждого сотрудника отдела продаж:
При подобном анализе отдела продаж работа проводится с показателями каждого сотрудника, разными периодами: данных набирается достаточно много, их все нужно привести к единым знаменателям.
Достаточно часто сотрудник, занимающийся анализом отдела продаж, проводит эту процедуру с использованием Excel. Однако при постоянном контроле качества работы отдела лучше использовать более современные инструменты — профессиональные отчетно-аналитические программы. Сейчас на рынке существует две разновидности подобных систем: «сложные» для очень крупных компаний с большим IT-отделом, где один из системных администраторов в постоянном режиме контролирует действие программы; «легкие» для бизнеса с отделом продаж от пяти сотрудников. Последние так же, как и «сложные» программы, автоматизируют сбор данных со всех необходимых источников и создают красочную, понятную и кликабельную визуализацию отчетов.
Мы, компания АНАЛИТИКА ПЛЮС, с 2012 года помогаем нашим клиентам работать с данными — находить полезные инсайты и использовать эту информацию для увеличения прибыли компании.
За это время мы разработали и внедрили решения для различных отраслей и направлений бизнеса:
— анализ продаж,
— прогнозирование эффективности промо-акций,
— отслеживание воронки продаж по конкретной кампании с показателями конверсии на каждом этапе,
— сегментация по различным методам: ABC, RFM и т.д.,
— ключевые показатели интернет-маркетинга,
— анализ товара на складах,
— аналитика для отдела кадров (карточки сотрудников, обучение, анализ KPI и т.д.),
— анализ финансовых показателей
— и многое другое.
Хотите узнать, как провести анализ и сделать отчеты быстро?
Нам доверяют: