Анализ АБС в логистике
АВС анализ широко используется во всех сферах бизнеса. Необходим такой анализ и в логистике. АВС анализ помогает оптимизировать транспортную логистику, проанализировать поставщиков, контролировать отгрузки и складские запасы. Можно ли сделать такой анализ быстро и какие инструменты для этого могут понадобиться?
Анализ абс в логистике. Теория
В результате АВС анализа в логистике все анализируемые объекты распределяются на 3 группы:
А – объекты, затраты на которые составляют 75-80% от всех затрат,
В – 10-15% от всех затрат
С – 5-10% от всех затрат.
Если АВС анализ в продажах в основном анализирует товары, торговый ассортимент и т.п. То в логистике такой анализ можно провести для поставщиков (кто из них приносит большую прибыль компании), для клиентов (по тому же вкладу в прибыль), для товаров, но с точки зрения частотности спроса (а значит, отгрузки со склада – такой анализ поможет управлению складскими запасами и отгрузкой).
Анализ абс в логистике. Когда применять?
Давайте рассмотрим несколько примеров использования АВС анализа в логистике:
1) Есть небольшая компания – дистрибьютор кондиционеров и запчастей для них. С клиентами ведется качественная работа: регулярно отправляются письма (как офлайн, так и онлайн), совершаются звонки, менеджеры ездят на встречи и проводятся бесплатные оффлайн-мероприятия (обучение, презентации).
В результате проведенного анализа выявили тех клиентов, которые приносят до 80% прибыли компании, таких компаний оказалось не так много. Но при этом времени и бюджета на всех клиентов тратилось одинаково (даже не на самых прибыльных). По итогам было решено:
— максимально перевести всех клиентов в сегмент А,
— снизить затраты на «содержание» клиентов из групп В и С.
Что интересно – до анализа был проведен опрос клиентских менеджеров и их субъективное восприятие «важности» клиента серьезно расходилось с итогами анализа (клиент может «примелькать», регулярно выходить на связь — создается ореол его важности, хотя по факту – покупки он совершает нечасто и на небольшие суммы).
2) Есть компания-дистрибьютор со своим складом. Задача – оптимизировать внутреннюю складскую логистику, а именно местонахождение товара на складе. В результате АВС анализа была выявлена группы товаров разного уровня спроса – значит, и их место на складе должно быть разным (ближе к отгрузочной зоне или дальше от нее).
3) Оптимизация складских запасов. Строим «пузырчатую» диаграмму – по количеству товара и его времени «пролеживания» на складе. В результате выявляем самый ходовой и самый «лежалый» продукт. И принимаем решение – либо вообще отказаться от подобных лежалых продуктов, либо продавать по акции, либо меньше закупать?
Пример отчета: борьба с «лежаком» (сделано в Tableau)
Анализ абс в логистике. Этапы
- Собираем данные.
Зачастую у нас нет доступа ко всем необходимым данным, поэтому приходится запрашивать информацию у других менеджеров или IT-специалистов. И ждать. Обязательно заложите в сроки создания отчета это время ожидания. - Очищаем и корректируем данные.
Для анализа подходят проверенные данные в едином формате. Обычно заполнение таблиц носит ручной характер, каждому человеку свойственно ошибаться – и в результате сокращения, форматы валюты, количество знаков после запятой – у всех разное). Поэтому приходится исправлять и приводить к единому формату – на это также нужно время (задача простая, но рутинная). - Сам анализ.
Рассчитываем нужные показатели по формулам:
— для ABC-анализа это доля объекта в общем результате и затем расчет нарастающего итога в процентах (на основе него и будем делить объекты на 3 группы). - Представляем результаты в виде графиков или диаграм. Понятно, что человеку «читать» визуальный отчет намного проще – глаза сразу ухватывают нужную информацию: какого продукта больше, какой поставщик приносит меньшую прибыль и т.п. А значит, делать на их основе выводы – тоже просто.
- Выводы, решения, гипотезы.
Это самый интересный этап. Но, к сожалению, часто именно на него не остается уже ни сил, ни времени. Можно ли как-то оптимизировать всю эту рутинную работу? (предыдущие 4 этапа)
Анализ абс в логистике. Как делать – современные технологии и сервисы
Современные IT-системы и сервисы предлагают множество решений для облегчения создания отчетов и проведения анализа.
- Excel – самый простой, популярный и доступный инструмент для отчетов. Но – многие данные приходится вносить и править вручную и на этих этапах теряется время.
- Есть сложные учетные системы (и российские, и иностранные) – отличный вариант: многофункциональны, есть хранение данных, присутствуют визуализации. Но – если в вашей компании таких систем нет, то нужно время на внедрение и бюджет на IT-специалистов, которые будут работать с системами и строить для вас отчеты.
- В последнее время становятся популярны «легкие» отчетно-аналитические системы (типа Tableau).
Такие системы называют легкими, потому что:
- Легко устанавливать на любое устройство – ваш компьютер, ваш смартфон или планшет.
- Легко освоить – программа специально разработана для тех бизнес-пользователей, у кого нет глубоких технических или статистических знаний.
- Легко строить собственные отчеты самостоятельно – быстро и без помощи программистов!