Критерии оценки эффективности: анализируем коммерческую информацию
Коммерческая информация — это не только тайна, о которой должен помнить и хранить в секрете каждый сотрудник. Это еще и данные, соотнося которые с целями компании, можно определить эффективность организации. Определяют ее по критериям для оценки эффективности — соотнесению текущих показателей с нормой.
Коммерческая информация — это данные о деятельности предприятия, его организационной структуре, внешних и внутренних связях, технологиях производства и продажи, а также об ассортименте товара или услуг. В зависимости от типа компании и отдела, чья эффективность должна быть оценена, выделяют различные критерии оценки эффективности (KPI — key performance indicators):
- в финансовой деятельности оценивают чистую прибыль, маржинальность, рост прибыли в процентах, EBITDA,
- в маркетинговой составляющей измеряют индекс удовлетворенности клиента, процент повторных покупок, жизненный срок покупателя (LTV), средний чек, а также стоимость лида, различные конверсии, узнаваемость бренда, вовлеченность клиента, SEO-показатели,
- в операционной деятельности – сроки доставки, жизненный цикл заказа, стоимость проекта, технические показатели (сбои в работе программ и компьютеров),
- в работе отдела кадров и его сотрудников – доход на сотрудника, индекс удовлетворенности сотрудников, уровень зарплат, текучку кадров, возврат инвестиций в обучение.
Это небольшой список возможных KPI. В крупных компаниях список критериев для оценки эффективности достигает 90-100 показателей.
Как анализируют данные в крупной фармкомпании?
Характеристики критериев для оценки эффективности
Критерии для оценки эффективности должны обладать следующими характеристиками:
- содержать в себе определенные цели (достичь конкретное цифровое выражение цели к конкретному сроку — например конкретного объема выручки),
- быть измеряемыми (иметь числовое выражение — просить другого изменить можно только то, что можно измерить),
- быть прозрачными (сотрудники должны видеть и знать, как их усилия влияют на результаты компании),
- быть недвусмысленными (предполагать только единственный вариант трактовки, разное понимание критерия может привести к тому, что сотрудник может действовать в абсолютно противоположном направлении).
В зависимости от уровня оценки эффективности можно использовать несколько критериев:
- для стратегического уровня оценки ставят 2-4 цели и выбирают 1-2 критерия для каждой из целей,
- на более низких уровнях оценки эффективности компании (отделов, направлений, работы сотрудников) количество KPI в сумме больше, но их можно ограничить 20-25 показателями для компании малого и среднего бизнеса.
Оценка эффективности компании: что важно, кроме критериев
Выявленные значения KPI иногда могут сильно удивить:
В оценке эффективности компании важен объект оценивания — собственно то, на что примеряют эти критерии и чью эффективность анализируют. Есть процессы и отделы в компании, которые не столь важно подвергать оценки, если ресурсов на это недостаточно, есть же проекты, которые нельзя запускать без оценки их эффективности. Важно использовать верные критерии для оценки эффективности следующих объектов:
- инвестиционного проекта,
- деятельности компании в целом,
- деятельности подразделений,
- эффективности каналов привлечения клиентов,
- деятельности сотрудников.
Соответственно проведение оценки эффективности невозможно без стратегии развития бизнеса и обозначенных в ней критериев того, что компания идет по намеченному пути.
Цифры о нас
Мы, компания АНАЛИТИКА ПЛЮС, с 2012 года помогаем нашим клиентам работать с данными – находить полезные инсайты и использовать эту информацию для увеличения прибыли компании.
За это время мы разработали и внедрили решения для различных отраслей и направлений бизнеса:
- анализ продаж,
- прогнозирование эффективности промо-акций,
- отслеживание воронки продаж по конкретной кампании с показателями конверсии на каждом этапе,
- сегментация по различным методам: ABC, RFM и т.д.,
- ключевые показатели интернет-маркетинга,
- анализ товара на складах,
- аналитика для отдела кадров (карточки сотрудников, обучение, анализ KPI и т.д.),
- анализ финансовых показателей
- и многое другое.
Хотите узнать, как провести анализ и сделать отчеты быстро?