Истории наших клиентов: Островок
Евгений Шнейдерман, директор по аналитике Ostrovok.ru
Какими аналитическими средствами вы пользовались до Tableau?
Изначально в руках пользователей был Excel, который источниками данных использовал различные OLAP-кубы, но достаточно быстро стало понятно, что нужен более интерактивный инструмент, доступный пользователю.
Каким был эволюционный путь к Tableau?
Впервые попробовали в 2014-2015м, но с первой попытки «не взлетело», — мы пробовали подключать Tableau напрямую к OLAP-кубам, но работало это категорически медленно, да и с кубами маловато гибкости. Вторая попытка была уже в 2017м, к тому моменту и Tableau существенно проэволюционировал, равно как и мы 😊 У нас появилась аналитическая СУБД Vertica, — а это уже классическая связка Tableau + Vertica – существенно быстрее работает.
Какие задачи вы решаете с помощью Tableau?
Tableau – для задач, где нужно интерактивно взаимодействовать с данными, — выискивать какие-то конкретные вещи, где можно «копнуть глубже». Это дает пользователю гибкость, с точки зрения, — что он может сразу же найти ответ на свои вопросы, причем самостоятельно – без программирования.
Каким был процесс внедрения Tableau и сколько на это ушло времени?
Поскольку у нас к тому моменту уже была Vertica, то мы просто установили Tableau-сервер, выдали пользователям права. Далее, обучили пользователей (здесь помогла АНАЛИТИКА ПЛЮС, а потом мы еще внутри тренинг провели) и все это «заработало».
Легко ли было обучить пользователей?
Глобально я бы ответил так: для реализации простых вещей (отчетов) подойдут обычные бизнес-пользователи, и тут обучаться особо не требуется. А вот для сложной логики, где еще и требуется переключение нескольких источников данных, нужны специализированные аналитики-разработчики, которые всё свое время посвящают именно разработке дашбордов. Для таких сотрудников я бы рекомендовал продвинутый уровень тренинга.
Как построен процесс анализа данных?
У нас очень много первичных источников данных, из которых мы забираем данные в СУБД Vertica. В ней команда по работе с данными осуществляет необходимые преобразования (таблицы, витрины и т.п., удобные для работы с Tableau), далее мы все-таки делаем extract-ы в Tableau. Сами отчеты делают ребята из команды бизнес-аналитики, и работает с ними также в основном, она. Команда аналитиков у нас централизованная.
Как устроена работа аналитиков в Ostrovok.ru?
Работа аналитиков разделена на две части: первая – создание отчетов в Tableau, и вторая – более важная, — исследовательские вещи: подгружают необходимые им первичные данные, строят и проверяют гипотезы, — на этом этапе у них в руках не только Tableau, но может быть и «сырой» SQL / Python / Excel (всё зависит от конкретной задачи).
С какими проблемами сталкиваются аналитики?
Самая большая проблема, на мой взгляд, — что аналитик львиную долю своего времени может потратить на сбор и очистку, подготовку данных, нежели на непосредственно аналитику (поиск инсайтов в готовых к анализу данных). Это не только в нашей компании, это в целом у все так. И технических решений на данный момент особо и нет, — поэтому решать задачу приходится «вручную».
Какие основные плюсы у Tableau?
Первое, — интерактивность в работе с данными. Второе – очень быстрое обучение на старте, которое впоследствии чуть-чуть замедляется, но в целом, порог вхождения – низкий. Особенно, если есть подготовленные данные.
Чем помогла команда АНАЛИТИКА ПЛЮС?
Ребята помогли нам установить Tableau-сервер, и все настроить. Также, мы сходили на один или два тренинга по «новым фичам», и это позволило нам далее организовывать внутренние семинары.
Какие ваши планы по развитию аналитики?
Мы планируем перейти от централизованной команды к смешанному типу, — когда есть и отдел аналитики, и есть аналитики «на местах». Ввиду специализации аналитика на задачах конкретного бизнес-подразделения, «погружения», произойдет более ускоренное решение задач. И плюс к тому, произойдет распространения Tableau все дальше и дальше в руки простых пользователей.

Евгений Шнейдерман, директор по аналитике в компании Островок.ru: «Работа аналитиков разделена на две части: первая – создание отчетов в Tableau, и вторая – более важная, — исследовательские вещи: подгружают необходимые им первичные данные, строят и проверяют гипотезы..»