Истории наших клиентов: Red Wings
Николай Демидчик, ведущий аналитик авиакомпании Red Wings (в настоящее время – начальник отдела аналитики авиакомпании Smartavia)
Как вы пришли к пониманию, что вам нужен BI?
Гражданская авиация – это такой сплав «старого» и «нового» с точки зрения информационных систем, — ибо зачастую нет времени / фокуса на внедрение новой системы, и какие-то из источников данных могут быть с начала 2000х, а то и с прошлого века. Соответственно, мы поняли, что нам нужен какой-то инструмент, который позволит собрать и обработать массивы данных из самых разных источников, и сведет к виду, удобному к получению цифр, — результату анализа. При этом, не потратив много времени на внедрение этого инструмента.
До этого мы использовали стандартный пакет MS Office, плюс данные самих систем-источников. Пообщавшись с коллегами по нашей индустрии, и посмотрев несколько BI-систем, мы остановили свой выбор на Tableau.
В чем основные плюсы этого решения для компании?
Во-первых, мы достаточно быстро смогли развернуть Tableau. Во-вторых, не только развернуть, но и вникнуть в механику работы продукта, так как он интуитивно понятен, — не нужно быть программистом. Выводы, которые мы находим, также красиво отображаются, и понятны руководству. В-третьих, огромный плюс Tableau – данные всегда актуальны, нет такого, что вы работаете с устаревшей копией / слепком (информацию он берет непосредственно из источника). Последнее особенно важно, ибо в гражданской авиации все меняется очень быстро: и новые обстоятельства, и рынок меняется очень быстро (цены конкурентов, например).
Может ли бизнес-пользователь это освоить?
Если мы говорим о нашем случае, — переход от стандартного пакета MS Office, — то небольшие сложности будут, но они не критичные. Помимо интуитивно понятного интерфейса, есть еще и большое user community, — где, задав вопрос, практически всегда можно найти ответ на твою конкретную ситуацию. А для сложных кейсов у нас в доступе есть команда АНАЛИТИКИ ПЛЮС, где ряд экспертов объективно входят в мировой топ-уровень.
Сколько времени ушло на имплементацию?
Несколько недель, и я бы сказал, что ночевать в офисе не приходилось 😊 Если честно, то я уже не помню, какие у нас были проблемы при внедрении.
Внедрение мы начали с коммерческой службы, сделав несколько отчетов, и настроив автоматизацию их обновления. Тем самым, сразу же сэкономив кучу времени как самим себе, так и коллегам, — убрав рутину сбора и обновления данных, причем добавив глубину анализа. И постепенно, постепенно, даже сами не заметили, как Tableau начал самостоятельно проникать в другие сферы жизни авиакомпании. В частности, мы начали анализировать сторонние проекты (не относящиеся к коммерции), и поняли, что в Tableau это делать удобнее. Далее, начали анализировать расходную составляющую, себестоимость.
Чем помогла АНАЛИТИКА ПЛЮС?
Коллеги очень помогли тем, что пригласили нас на несколько семинаров, где мы смогли послушать вводные курсы, посмотрели, как это все работает, пообщаться с другими коллегами, кто уже внедрил Tableau. Ну а также, как я ранее отметил, технический саппорт АНАЛИТИКИ ПЛЮС, — на высочайшем уровне: бывало, что помогали нам решать вопросы по нестыковке с какими-либо нашими базами данных, помогали найти ошибки в потоках работ по предварительной подготовке данных для анализа.
Кто у вас основные пользователи Tableau?
На данный момент это коммерческая служба, — инструмент позволяет нам лучше понять наших клиентов, и быстро реагировать на их потребности в нашей основной услуге – перевозке клиентов. Также, постепенно инструмент проникает и в другие службы, — кто анализирует расходы. Но, если у них это еще в процессе, то мы без Tableau уже жить не можем, — пользуемся на ежедневной основе.
Какие данные вы анализируете?
Данные пассажиропотока, на уровне «единого пассажира», одной брони, и так далее, всё что важно для коммерческой деятельности перевозок.
Можно ли оценить экономический эффект от внедрения BI?
В рублях оценить, наверное, сложно 😊 (это заняло бы, наверное, неделю подсчетов). Совершенно точно, сэкономлено огромное количество рабочего времени, — ибо все то, что ранее делали вручную (или полу-автоматически), теперь работает на автомате. Повысилась глубина анализа: те вещи, которые мы ранее в принципе не могли увидеть, — мы видим, причем на ранних стадиях; кроме того, мы можем их сопоставлять, анализировать (например, со схожей неделей прошлого года и т.п.). В деньгах оценить, повторю, сложно, но эффект от внедрения в несколько раз, или даже на порядок превышает затраты на покупку инструмента.
Благодаря работе Tableau, мы ежедневно видим так называемые «маленькие вещи», которые без него мы и не заметили. А эти маленькие вещи позволяют нам внести коррективы (цены на билеты и т.п.), причем позже по прошествию времени мы можем оценить, а корректно ли мы внесли изменения.
Какие планы по развитию аналитики в авиакомпании?
Мы совершенно точно продолжим работать в Tableau, будем увеличивать как количество пользователей (в других отделах), так и разработчиков, которые будут работать на всех этапах – пред подготовки данных (автоматизация потоков работ), и последующей визуализации. Раз уж у нас в руках появился такой инструмент, который позволяет легко масштабироваться, то и мы будем добиваться максимизации эффекта от его использования.

Николай Демидчик, ведущий аналитик авиакомпании Red Wings (в настоящее время – начальник отдела аналитики авиакомпании Smartavia): «Гражданская авиация – это такой сплав «старого» и «нового» с точки зрения информационных систем, — ибо зачастую нет времени / фокуса на внедрение новой системы, и какие-то из источников данных могут быть с начала 2000х, а то и с прошлого века. Соответственно, мы поняли, что нам нужен какой-то инструмент, который позволит собрать и обработать массивы данных из самых разных источников…