Анализ продаж в розничной торговле: полезно всем
Малый бизнес в розничной торговле отличается от деятельности гипермаркетов и различных торговых холдингов лишь оборотом. Что бы ни думали владельцы небольших магазинов, им так же необходим анализ продаж в розничной торговле, как и крупным игрокам.
Анализ продаж в любой коммерческой организации и в особенности в занимающей долю в розничной торговле, какой бы эта доля ни была, – это основной инструмент для измерения показателей деятельности компании. Это измерение необходимо для:
- сравнения планируемых и фактических продаж,
- оценки динамики продаж по периодам (не только в рублях, но и в объемах (литрах, штуках и т.д.),
- отслеживания изменений предпочтений покупателей,
- отслеживания изменений цен на товары,
- понимания, какие товары прибыльны, а какие убыточны,
- сравнения продаж по менеджерам и отделам,
- отслеживания возникающих проблем.
Как анализируют данные по продажам в Materia Medica
Виды анализа продаж в розничной торговле
Анализ продаж на предприятии розничной торговли, каким бы простым ни казался бизнес — даже если это минимаркет — должен проводиться с использованием различных методов. Лишь многоступенчатый анализ продаж позволяет увидеть реальные причины негативных изменений в деятельности компании и спрогнозировать рост. Виды анализа продаж в розничной торговле, которые стоит использовать в исследовании своего бизнеса:
- анализ прибыли и объемов продаж по периодам (отслеживание роста и падения прибыли и объема продаж, выяснение причин),
- ABC-анализ — позволяет определить структуру товарооборота (какие товары наиболее прибыльны, а какие приносят минимум дохода или не приносят его),
- XYZ-анализ — помогает оценить равномерность спроса на тот или иной товар или в целом по магазину (позволяет выяснить, какие товары регулярно пользуются спросом, какие — прогнозируемым спросом, а какие низким и непрогнозируемым спросом),
- анализ среднего чека по периодам — показывает изменение в качестве работы торговой точки (показатель среднего чека — это отношение общей выручки магазина на количество чеков),
- анализ прибыли с 1 кв.м (расчет прибыли с 1 кв.м) — позволяет сравнить разные точки в одной сети или проанализировать этот показатель по периодам и поинтересоваться причинами и факторами, которые повлияли на изменения показателя в ту или иную сторону,
- анализ конверсии посетителя в покупателя в динамике с выяснением причин изменения (желательно при расчете учитывать и среднюю конверсию по отрасли в целом — например, в продуктовых магазинах конверсия в покупателя обычно равна 100%, а в автосалонах — 3%).
Инструменты проведения анализа продаж в розничной торговле
В анализе продаж каждая покупка имеет значение:
Анализ продаж в розничной торговле должен выполняться регулярно, при этом понятно, что даже разовый анализ — не простой и быстрый процесс, если выполнять его полностью вручную. Крупные ритейлеры не могут себе позволить тратить так много времени на анализ продаж. Для успешного бизнеса нужна быстрая информация здесь и сейчас. Поэтому многие компании делают отчеты не только в Excel — хотя это самый популярный инструмент для отчетов в малом бизнесе — но и в профессиональных аналитических программах:
- сложных отчетно-аналитических системах с широким функционалом для анализа, но с ними нужно время на внедрение и бюджет на технических специалистов, которые будут работать с этим решением,
- легких отчетно-аналитических системах типа Tableau, которые легко установить (скачивается за 2 минуты на любой компьютер) и освоить (разрабатывались как программа для людей без специальных знаний — чтобы каждый менеджер мог собрать отчет самостоятельно), с красивыми и понятными графиками.
Легкие отчетно-аналитические программы, хоть и популярны даже среди крупных компаний, полезны в том числе для малого и среднего бизнеса. Они позволяют не запутаться во всех источниках данных, которые приходится анализировать (бухгалтерские данные, CRM и др.), строить графики, на которых изменения становятся практически осязаемыми.
Цифры о нас
Мы, компания АНАЛИТИКА ПЛЮС, с 2012 года помогаем нашим клиентам работать с данными — находить полезные инсайты и использовать эту информацию для увеличения прибыли компании.
За это время мы разработали и внедрили решения для различных отраслей и направлений бизнеса:
- анализ продаж,
- прогнозирование эффективности промо-акций,
- отслеживание воронки продаж по конкретной кампании с показателями конверсии на каждом этапе,
- сегментация по различным методам: ABC, RFM и т.д.,
- ключевые показатели интернет-маркетинга,
- анализ товара на складах,
- аналитика для отдела кадров (карточки сотрудников, обучение, анализ KPI и т.д.),
- анализ финансовых показателей
- и многое другое.
Хотите узнать, как провести анализ и сделать отчеты быстро?