Дополнительные продажи как инструмент увеличения емкости рынка
Анализ различных сфер бизнеса показывает, что емкость рынка можно увеличить при помощи дополнительных продаж. Более того, они также являются отличным инструментом и для увеличения эффективности продаж.
Как анализируют данные по продажам в Materia Medica

Практически в любом деле работают дополнительные продажи: предложение клиенту к основному товару или услуге, который он уже решил приобрести, дополнительный товар стоимостью вдвое или вчетверо меньше, чем основной продукт, зачастую воспринимается положительно. В связи с тем, что человек уже готов к покупке, небольшое увеличение расходов с увеличенной пользой от сделки его не пугает. Именно поэтому эффективность продаж и емкость рынка выигрывают от ставки на допродажи.
Анализ рынка показывает, что дополнительные продажи по необходимости для клиента бывают:
- реально необходимые услуги или товары к основной покупке (к дизайн-проекту — помощь в закупке строительных материалов),
- необязательные продукты, но приятно дополняющие покупку (упаковка к подарку, соус к блюду),
По отношению допродажи к основной продаже:
- предложение услуги к продаже товара (страхование, например),
- предложение услуги к более крупной услуге (к уборке квартиры — глажку белья),
- предложение товара к услуге (к стрижке — средство для укладки),
- предложение товара к товару (к ноутбуку — средства для чистки поверхностей компьютера).
Анализ эффективности дополнительных продаж
Дополнительные продажи иногда составляют большую часть емкости рынка:
Эффективность дополнительных продаж — то, что всегда привлекало любого владельца бизнеса. Именно товары и услуги, которые можно продать без затрат на рекламу и другие виды маркетинга, приносят отличную прибыль. Причем зачастую именно низкобюджетные допродажи дают наивысший процент эффективности.
Анализ эффективности продаж рассчитывается как доля прибыли в выручке от продажи какого-либо товара. Важно рассчитывать не только один этот показатель, но и прослеживать его динамику: как он изменяется по сезонам. Это показывает, грамотно ли выстроена работа отдела продаж, и идет ли бизнес вверх, или начался спад.
Используя результаты такого анализа, можно также отследить:
- изменение предпочтений покупателей,
- влияние изменения цены на товары,
- различия по регионам и периодам,
- эффективность по менеджерам и отделам.
Как рассчитывать анализ эффективности дополнительных продаж
Любой бизнес-анализ лучше всего рассчитывать при помощи специальных отчетно-аналитических систем, которые не требуют ручной обработки данных и загрузки информации из других источников, но при этом обеспечивают удобную для понимания визуализацию вместо стандартных таблиц Excel.
Существует два варианта работы с анализом эффективности продаж, в том числе и дополнительных, при использовании профессиональных программ:
- крупные и «продвинутые» компании используют сложные отчетно-аналитические системы с широким функционалом, множеством возможностей по хранению, обработке и анализу данных, но с необходимостью длительного внедрения и возможностью работать на них только техническим специалистам,
- международные компании уровня малого, среднего и крупного бизнеса отдают предпочтение легким отчетным системам типа Tableau. На российском рынке с ними уже работают OneTwoTrip, Lamoda, Wildberries, «Московский Кредитный Банк» и другие компании. Они отличаются от первых лишь унифицированными инструментами, однако также автоматизированы и нацелены на визуальное представление информации.
Цифры о нас
Мы, компания АНАЛИТИКА ПЛЮС, с 2012 года помогаем нашим клиентам работать с данными — находить полезные инсайты и использовать эту информацию для увеличения прибыли компании.
За это время мы разработали и внедрили решения для различных отраслей и направлений бизнеса:
- анализ продаж,
- прогнозирование эффективности промо-акций,
- отслеживание воронки продаж по конкретной кампании с показателями конверсии на каждом этапе,
- сегментация по различным методам: ABC, RFM и т.д.,
- ключевые показатели интернет-маркетинга,
- анализ товара на складах,
- аналитика для отдела кадров (карточки сотрудников, обучение, анализ KPI и т.д.),
- анализ финансовых показателей
- и многое другое.
Хотите узнать, как провести анализ и сделать отчеты быстро?