АНАЛИТИКА ПЛЮС
Профессиональные услуги в сфере BI

Стратегический анализ в логистике

Стратегический анализ, или стратегическое планирование, необходимый и важный этап при построении логистической системы. Считается, что планировать – это сложно и дорого, а зачастую бесполезно в условиях быстро меняющейся среды. Но все-таки планирование способствует постоянно анализу среды, а значит – помогает вовремя среагировать на изменения. Как правильно провести стратегический анализ? Как сделать его быстро? Разбираем в статье.

Стратегический анализ в логистике. Этапы

Стратегический анализ в логистике проводится в несколько этапов — исследование внешней и внутренней среды, основные векторы развития логистической системы, сравнение результатов предыдущих этапов и выработка стратегий, выбор одного из вариантов, разработка плана, его выполнение и, конечно, контроль – промежуточный и постоянный.

Результатом всей этой деятельности должен стать документ – собственно план, который детально описывает все внешние и внутренние факторы, желательные цели, собственно план действий и ожидаемые результаты. Продолжительность периода, на который составляется подобный план, зависит от самой компании и ее целей.

Одним из заключительных этапов перед выполнением продуманных действий становится бюджетирование- компания просто обязана знать, какие затраты она понесет в связи с нововведениями и как это окупится.

Остановимся на каждом из этапов отдельно.

Стратегический анализ в логистике. Ставим цели

Первый этап любого планирования – постановка целей: каких результатов стремится достичь компания, что изменить, что улучшить и оптимизировать?

При постановке целей используют так называемое «дерево целей» и некоторые экспертные методы – метод Дельфи, мозговой штурм и анкетирование. Собрав все цели среди них выделяют наиболее значимые, приоритетные ветви.

Пример отчета: борьба с «лежаком» (сделано в Tableau)

 

Стратегический анализ в логистике. Анализ среды

Далее переходим к сбору информации – о внешних и внутренних факторах, влияющих на логистическую систему (внешние – геополитическая ситуация, законодательство, уровень цен, внутренние – анализ деятельности компании, ее возможностей – материальных и управленческих).

Для анализа внутренней среды обычно используется SWOTанализ, с помощью которого анализируются сильные и слабые стороны существующей логистической системы.

Откуда брать информацию и данные при анализе среды? Везде, где только возможно. В первую очередь, это открытые источники – Интернет, ТВ, радио, законодательные документы, различные исследования. Кроме того, нужно использовать и различные закрытые данные – инсайдерскую информацию и т.п.

Используя все эти данные, мы не только анализируем текущую ситуацию, но и должны прогнозировать угрозы и возможности для развития – как эти факторы могут повлиять на логистическую систему в будущем.

Стратегический анализ в логистике. Разработка стратегии и бюджетирование

После этого разрабатываем варианты стратегий развития логистической системы. На этом этапе цели могут поменяться, так как после анализы среды мы уже обладаем новым знаниями и можем скорректировать свои цели. Выбираем, оцениваем и определяем нужную стратегию, разрабатываем ее план: кто, что и зачем (практически пошаговое руководство с ролями).

Важным моментом является бюджетирование всего процесса – какие затраты нас ожидают? На какой период?

Стратегический анализ в логистике. Реализация и контроль

Переходим к реализации нашей стратегии. Если все предыдущие этапы успешно пройдены, то сама реализация не вызовет сложностей.

И наконец, не забываем про контроль – причем не ждем финальной стадии, не забываем про промежуточные точки контроля: по достижении одних микроцелей ставим другие и также контролируем.

Стратегический анализ в логистике. Инструменты и сервисы

Стратегический анализ – это большой труд не одного специалиста. Конечно, мало кто проводит такой анализ вручную. Какие технологии и инструменты используют для упрощения процесса планирования?

  1. Основной инструмент – Excel. Большинство компаний используют именно его. Хотя в масштабах стратегического анализа пользы от него мало (данные приходится вносить вручную, проверять формулы расчетов, вручную исправлять ошибки в данных, скромные возможности визуализации, и практически нулевые возможности быстро поделиться обновленной информацией).
  2. Многие крупные компании используют специальные учетные системы, которые позволяют хранить данные в базах данных, забирать нужные данные оттуда и собирать из них необходимые отчеты. Но – работать с такими программами умеют только специалисты и получается, что быстрого обмена информацией опять не получается: вы ставите задачу программисту, он выполняет так, как он понял, вы корректируете, он опять выполняет. В итоге такой анализ никому становится не нужен и все про него забывают. Плюс на внедрение таких систем необходимо время, а также нужен бюджет на зарплату техническим специалистам.
  3. В последнее время набирают популярность легкие BI-системы (типа Tableau), которые позволяют каждому менеджеру компании строить и собирать свои отчеты – сидя за своим компьютером и ни к кому не обращаясь.

Такие программы типа Tableau называют «аналитика на самообслуживании»:

  • их легко установить на любое устройство за 2 минуты,
  • легко освоить (не нужны специальные технические знания (языков программирования, например),
  • легко собрать нужные и полезные отчеты самостоятельно, без помощи программистов!

Вам нужны быстрые и понятные отчеты для логистики?


Да, нужны!
x

Этот сайт использует файлы cookies, чтобы облегчить вам пользование нашим веб-сайтом.

Продолжая использовать этот веб-сайт, вы даете согласие на использование файлов cookies.