PEST анализ логистика

PEST анализ используется для оценки возможностей компании в целом и их зависимость от внешних факторов. Для логистики такой анализ применяют редко, хотя именно в логистике влияние внешних факторов достаточно сильно. Результаты PEST анализа позволят руководству компании на основе данных (а не интуиции) сделать выводы, продумать стратегию и принять необходимые меры.
PEST анализ логистика. Что такое PEST анализ?
PEST – это сокращение, первые буквы, от англиского Political, Economical, Socialcultural, Technological forces. Или, по-русски, — Политика, Экономика, Социум и Технологии. Именно влияние этих четырех типов факторов на деятельность компании и рассматривает этот анализ.
Социально-политические факторы: правительственная политика, торгова политика, выборы власти, финансирование и гранты, в общем, любые влияния государства в нашей отрасли.
Экономические факторы: экономическая ситуация, уровень инфляции, ставка рефинансирования, налогообложение, спрос, специфика производства, курсы валют, внешние издержки, транспорт и коммуникации и т.п.
Социально-культурные факторы: демография, базовые ценности, образ жизни, поведение покупателей, мода и тренды, точки контакта с покупателями, потребительские предпочтения, этнические и нравственные факторы и т.п.
Технологические факторы – это все, что связано с технологиями: развитие конкурентных технологий, инвестиции в развитие технологий, зрелость технологий, готовность потребителя к новым технологиям, развитость интернета и т.п.
Пример отчета: борьба с «лежаком» (сделано в Tableau)
PEST анализ логистика. Этапы анализа
Для проведения анализа факторов внешней среды компании и выработки правильной стратегии необходимо учитывать факторы косвенного воздействия на ее деятельность, и в частности – на логистику предприятия. Для этого используется PEST-анализ:
- Собираем данные.
Для этого используются опросы, наблюдения, изучение информации в Интернет, на правительственных сайтах, информация о конкурентах – все источники, откуда вы можете почерпнуть нужную для анализа информацию. - Обрабатываем данные.
Структурируем, разбиваем на группы (по типу факторов), оцениваем сами факторы и риски. - Собственно анализ.
Заносим данные в таблицу, матрицу – оцениваем по шкале степени важности фактора (от 3 до 1, где 3 – очень важный), его силе влияния на логистику (также от 3 до 1),а также его положительное или отрицательное влияние на логистику (+1 или -1). - Идеально – представить результаты анализа с помощью графика или диаграммы. Такое визуальное восприятие поможет коллегам и руководителю быстрее понять, «прочитать» ваш отчет и оценить тот или ной фактор. А значит, и решения будут приняты намного быстрее.
PEST анализ логистика. Трудности при анализе
- Наверное, самым сложным является сбор нужных данных – множество источников, куча информации, трудность в их классификации. Необходимые данные могут храниться у других отделов и тут играет роль человеческий фактор – нужных данных можно ждать очень долго. Поэтому не забудьте запланировать время на подобные форс-мажоры и ожидания.
- Далее начинается простая, но рутинная работа, которая занимает достаточно времени. Обработка данных, приведение их к единому виду – для простоты анализа и т.п. Это достаточно простая работа, с которой в наше время может справиться и машина. Но в большинстве компаний эту работу продолжают выполнять люди.
- Оценить данные по степени важности или силы влияния может только человек. И именно от правильности его решения будут зависеть принятые решения и меры.
- И наконец, заняться визуальной составляющей под силу и компьютеру – на этом этапе требуется только использовать уже проанализированные и «посчитанные» данные.
PEST анализ логистика. Сервисы и инструменты
Как большинство компаний делают подобный анализ?
- Самый популярный инструмент – Excel. Да, в какой-то мере он упрощает анализ. Но – данные вносим вручную, исправляем и корректируем вручную, визуальная составляющая хромает. При этом еще и каждый желающий может вносить правки в наш файл, а если нужно что-то исправить – приходиться практически заново проводить весь анализ.
- Многие компании используют специальные учетно-аналитические системы – это сложные программы, которые требуют не только времени на внедрение, но и специалистов, которые будут работать с ними: выгружать нужные данные из базы данных и сводить нужные вам отчеты.
- В последнее время набирают популярность отчетные системы по принципу самообслуживания (типа Tableau). С такими программами вам не нужен штат технических специалистов – каждый менеджер компании может зайти в систему, посмотреть нужные данные, проанализировать их самостоятельно и на их основе сделать выводу и построить прогнозы. И все это без вмешательства сторонних специалистов!
Такие отчетно-аналитические системы (типа Tableau) называют легкими:
- — легко установить на любое устройство (самартфон или компьютер)
- — легко изучить (на наших практикумах за 2 дня участники получают необходимые навыки работы с программой)
- — легко начать строить свои собственные отчеты и делать полезную аналитику!