Кластерный анализ в маркетинге: примеры использования
Один из самых незаменимых методов исследования — кластерный анализ в маркетинге. Примеры его использования поражают своей эффективностью. Именно он позволяет разделить потребителей на группы, к каждой из которых будет свой подход. Способен он и на другую сегментацию.
Кластерный анализ — это метод объединения данных в несколько секций по выбранным критериям. Обычно он выглядит как несколько скоплений точек на графике. Точки, располагающиеся рядом, относят к одной группе, остальные — к другой или другим, если таких скоплений еще несколько. Точки на таком графике отображают любые из возможных данных: покупателей, города.
При помощи результатов кластерного анализа в маркетинге можно прогнозировать:
- поведение покупателей,
- открытие новых магазинов в других районах,
- лучшую ценовую нишу для данного продукта.
Как работают интернет-маркетологи в Mail.ru
Примеры использования кластерного анализа в маркетинге
Используют кластерный анализ в маркетинге чаще всего для достижения одной из этих трех целей:
- Сегментации рынка по потребителям
Деление потребителей по одному из критериев. Например, по соотношению уровня цен и качества интересующего продукта. В таком случае может получиться три сегмента: клиенты, предпочитающие недорогую продукцию и не заботящиеся о качестве; те, кто выбирает продукцию среднего ценового сегмента ради приемлемого качества; люди, покупающие только самое дорогое и самое качественное.
- Сегментации рынка по конкурентам
Пример кластерного анализа в маркетинге по ценовому сегменту продукции у конкурирующих компаний. При таком исследовании становится понятным, что некоторые конкуренты вовсе не являются конкурентами из-за ценовой политики на их продукцию.
- Распределения конкурентов по карте
Подобный анализ позволяет оценить возможности роста компании в том или ином городе или районе в зависимости от количества конкурентов там. Таким образом, в одном районе может быть слишком большое скопление магазинов одного типа, даже при учете большой плотности населения там, а в другом при таком же количестве людей — меньшее количество магазинов.
В практике встречаются случаи, когда кластерный анализ используют в других сферах. Можно сказать, что сегментация уместна везде, где для принятия решений нужно понимать классификацию того, с чем имеем дело. В форме кластерного анализа в том числе может проводиться сравнительный анализ smm-стратегии или анализ покупательских предпочтений моделей летней одежды.
Пример кластерного анализа в маркетинге в Tableau
Одна из разновидностей покупательского поведения:
Учитывая достаточно сложную процедуру проведения кластерного анализа и необходимость визуализировать полученные данные, проще всего проводить такое исследование в специализированных аналитических программах. На сегодняшний день на рынке есть две разновидности таких программ:
- профессиональные аналитические программы со сложной установкой и эксплуатацией, предназначенные для использования в крупных компаниях с IT-отделом,
- «коробочные» аналитические программы с простой процедурой установки и несложными условиями эксплуатации.
Вторые обладают такими же ключевыми инструментами работы с данными, что и первые, и также способны объединять в одном документов информацию из разных источников, а также представлять ее в визуальном изображении. К одной из таких программ относится Tableau — лидер среди «коробочных» аналитических продуктов.
На Tableau можно просчитать различные виды данных в форме кластерного анализа. Например, это может быть сравнительный анализ smm-стратегии компаний-производителей готовой здоровой еды. Все компании будут разбиты на три группы: smm-стратегия преимущественно в «Фейсбуке», во «Вконтакте» и в «Инстаграме».
Цифры о нас
Мы, компания АНАЛИТИКА ПЛЮС, с 2012 года помогаем нашим клиентам работать с данными — находить полезные инсайты и использовать эту информацию для повышения прибыли компании.
За это время мы разработали и внедрили решения в сфере digital маркетинга для более 200 компаний:
- анализ каналов,
- прогнозирование эффективности,
- анализ программ лояльности,
- отслеживание воронки по конкретной кампании с показателями конверсии на каждом этапе,
- сегментация клиентской базы,
- ключевые показатели интернет-маркетинга,
- конкурентный анализ и сравнение.
Хотите узнать, как оценить эффективность интернет-маркетинга быстро?