No comments

Самообслуживаемые BI-решения

Перевод статьи Пита Суобэя, опубликованной на сайте www.information-age.com.

Предоставление пользователям доступа к данным на их собственных условиях

У сотрудников компаний уже давно была возможность самим оперировать небольшими объемами данных и анализировать их, в первую очередь, благодаря Microsoft Excel.

Но когда дело доходило до чего-то, что превышало бы максимально возможное для Excel количество строк (65000 в версии Excel 2007), они оказывались зависимыми от отчетов и дэшбордов, подготовленные IT-департаментом с использованием традиционных BI-инструментов.
В последнее время, однако, произошел не только невероятный скачок в объемах данных, производимых и собираемых компаниями, но и возросло осознание того, какую мощь несет в себе аналитика.

Оба этих явления привели к тому, что пользователи все чаще и чаще оказываются недовольными отчетами и дэшбордами, которые составляют IT-специалисты. В частности, время, которое уходит на построение отчетов, не соответствует скорости, с которой необходимо давать ответы на возникающие вопросы.

Поэтому неудивительно, что наблюдается высокий спрос на самообслуживаемыем BI-инструменты.

В 2011 году, аналитики Клаудиа Имхофф и Колин Уайт определили такого рода BI-инструменты, как «то, что позволяет пользователям BI-инструментов стать более самостоятельными и менее зависимыми от IT-специалистов».

Согласно отчету Wisdom of Crowds, ежегодному опросу пользователей BI, проводимому гуру BI, Говарду Дрезнеру, BI-инструменты, позволяющие сотрудникам работать самостоятельно, были приоритетными в области технологий в течение последних двух лет.

На первый взгляд кажется, что идея очень простая. Но потом оказывается, что возникает много вопросов: в частности, сколько же свободы предоставлять пользователям.

Когда речь идет о распространении BI-инструментов на всех уровнях, IT-компании все еще ищут ответы на вопросы. Но рост поставщиков легких в использовании и внедрении решений говорит о том, что пользователи все равно помогают сами себе, независимо от IT-департамента.

Самообслуживаемые BI-решения на практике

Одна из организаций, работающих с такими BI-инструментами, – производитель спортивных товаров Nike. Согласно Джимми Ли, представителю компании, они таким образом отвечают на постоянно меняющиеся нужды бизнес-пользователей.

«Каждый раз, когда IT-департамент строит новый отчет, наши пользователи говорят: «У нас возникло вопросов больше, чем мы получили ответов» – говорит Ли.

Проблема заключается в том, что загрузка IT-департамента такая, что он уже не может успевать за постоянно меняющимися запросами. «Мы пробовали такие решения как Agile, но если пользователь приходил к нам с новым задачей, нам, по меньшей мере, нужен был один день, чтобы решить ее, а, возможно, и 6 недель».

Также, возрастает и сложность анализа, который нужен бизнесу. «Нам приходится делать более сложную работу – больше типов данных, более глубокие вопросы – в более короткий промежуток времени».

Позволять бизнес-пользователям строить свои собственные отчеты представляется весьма хорошим компромиссом. На самом же деле, говорит Ли, бизнес-пользователи в компании Nike уже в какой-то степени используют самообслуживаемые BI-инструменты – у них есть доступ к хранилищу данных и, по возможности, они с радостью работают с данными с помощью Excel.

Однако это все никак не помогает процессам управления информацией и данными, которые требует IT-департамент. «Мы хотим, чтобы они больше управляли».

Есть ряд причин, почему Ли считает, что сейчас самое время для Nike внедрить самообслуживаемые BI-решения.

Во-первых, ключевая инфраструктура BI соответствует работе. «Все данные из SAP находятся в нашем хранилище данных Terradata и в других более мелких; у нас есть инструменты качественного анализа; все важные части соединены», – объясняет Ли. «Мы в довольно хорошем положении».

Во-вторых, очевиден существующий спрос. «Бизнес-команды начинают нанимать своих собственных ученых и статистиков и покупают себе BI-инструменты», – говорит Ли. «Это и говорит о существующем спросе».

В-третьих, сейчас доступны такие технологии, как Tableau или QlikView, которые позволяют пользователям, не являющимся экспертами в области аналитики, самим проводить сложные анализы.

«Время действовать», – говорит Ли. «Если не провести организацию существующих технологий, наши бизнес-пользователи все будут делать сами, и в итоге в организации окажется слишком много решений».

Чтобы оценить, на каких функциях BI сосредоточить свое внимание, IT-департамент компании Nike опросил акционеров компании на предмет того, как они используют аналитику сегодня и как планируют ее использовать в будущем. Этот процесс выявил три вида конечных пользователей в организации.
Есть те, кого Ли называет “front-line” пользователями. «Они не хотят сами строить отчеты, они просто хотят уже построенные кем-то отчеты с нужными им параметрами» – говорит он.

Затем следует категория традиционных аналитиков, которые хотят создавать отчеты OLAP на определенных множествах данных. А дальше идут те самые «ученые в области данных», которые хотят доступ к как можно большему объему данных для проведения «исследовательского» анализа.
«Мы должны поддерживать все три группы на нормальном уровне», – говорит Ли.

Другое интересное наблюдение того опроса, это то, что при вопросе «У вас достаточно BI-инструментов?», многие бизнес-пользователи отвечали : «У нас их слишком много».

Выбор программного обеспечения это лишь одна из проблем инициаторов приобретения самообслуживаемых BI-решений. Как выяснил Ли, довольно противоречивым вопросом является так называемая «демократизация» доступа к информации.

«Мы проводили доказательство одной теории с помощью Tableau, но потом проект остановился на неделю, потому что сотрудники не могли получить доступ к нужным им данным», – объясняет Ли. Оказалось, что они неправильно запрашивали доступ к данным, и им было отказано из соображений безопасности.
«Я встретился с нашими работниками из отдела безопасности и сказал: «Если финансовый аналитик хочет эти данные, разве он не может получить доступ к ним?» Они ответили, что для них им бы было довольно сложно сделать это. Мой ответ был: «Да, это сложно, но мы как раз сейчас и занимаемся тем, что перекладываем все сложности на самих пользователей».

Урок? «Нам нужна глобальная поддержка этой стратегии, или она просто не будет работать», – говорит Ли.

Что же касается окупаемости инвестиций в самообслуживаемые BI, план Ли – привязать инвестиции к уже существующим проектам в каждом департаменте. «Если у отдела по работе с поставщиками уже есть проект по улучшению своих результатов, и я могу привязать BI-стратегию к этой инициативе, они ее поддержат, и мне не придется разрабатывать какие-то сложные планы по возврату инвестиций…».

Цель – развернуть стратегию самообслуживаемых BI в 2014 году, говорит Ли. Внедрение начнется с определения тех, кто готов принять эту стратегию раньше всех. «Мы сфокусируем наше внимание на тех областях, которые представляют наибольший интерес», – объясняет он. «Первый проект … будет использован как шаблон для всех будущих проектов».

Другая компания, передающая BI в руки своего штата, – это Barclays.

Ли Муни – менеджер визуальной аналитики в команде инноваций и обслуживания клиентов банка. Перед командой стоит задача найти способ привлечь больше клиентов с помощью технологий, говорит Муни, также BI используется для понимания, чего же хочет клиент Barclays.

Раньше не было хранилища данных о клиентах, к которому можно было бы быстро и просто осуществить доступ . «Barclays – очень старый и очень большой банк, и его данные такие же». – говорит Муни.

Таким образом, команда построила свою собственную инфраструктуру BI. Они построили хранилище данных, используя технологию Teradata, и выбрали инструмент визуализации Tableau в качестве пользовательского интерфейса. «Я считаю, что Teradata – это двигатель, а Tableau – средство передвижения».

Эта система принесла уже очевидную и значительную пользу, говорит Муни. Например, были выявлены некоторые фундаментальные факты о клиентах Barclays, которые ранее не были известны.

«Она показала нам, что у двух миллионов наших клиентов есть только сберегательный счет», – говорит Муни. «Никто раньше не знал об этом».

Также эта система значительно ускорила процесс анализа в банке. «Используя эту систему, наша команда из трех «ученых в области данных» может по результатам превзойти сотни человек нашего персонала», – утверждает Муни. «Один топ-менеджер практически прыгал от счастья, когда увидел, что мы можем делать».

Сейчас у всех в организации есть доступ к платформе Teradata/Tableau. «Хотите? Получите!», – говорит Муни.

Таким образом, теперь сотрудники отдела по обслуживанию клиентов, например, могут строить дэшборды для отслеживания жалоб клиентов.

«Даже наши внутренние аудиторы теперь используют Tableau», – объясняет Муни. «Мы показали его одному аудитору, у которого не было навыков в BI, и он сам построил дэшборд за 10 минут».

Влияние на отрасль

Глядя на финансовые результаты некоторых BI-вендоров, определенно складывается впечатление, что грядут серьезные изменения.

Продажи, Tableau Software, например, возросли в 2 раза в 2012 году и составили 128 миллионов долларов. Около 250 миллионов долларов было привлечено в результате недавно проведенного IPO.

Генеральный директор компании Tableau Software, Кристиан Чебот, недавно рассказал Infromation Age, что программное обеспечение Tableau обязано своим успехом тому, что его могут использовать люди с любыми навыками. Это полностью разрушает гегемонию BI-экспертов над аналитиками.

«Я думаю, когда-нибудь мы посмотрим в прошлое на индустрию аналитики так же, как мы сейчас смотрим в прошлое на печатные инструменты», сказал он. «Мы живем в том веке, когда, если речь заходит о данных, любой, у кого есть вопрос, полагается на верховенство IT-специалистов».

Другая компания, находящаяся в топе рынка BI решений, – шведская компания QliкTech, которая в апреле отметила 22%-ный рост продаж до 96,5 миллионов долларов в первом квартале финансового года.

Генеральный директор QlikTech, Ларс Бйорк, говорит, что, как и Tableau, ключом к их успеху стало простота в использовании для тех, кто не является экспертами в сфере BI.

«Мы продвигаем консьюмеризм, когда речь идет о программном обеспечении», – говорит он. «Мы всегда фокусировались на его использовании. Вы же хотите, чтобы пользователь мог вносить изменения в приложение, добавлять источник данныи, сам строить различные графики».

«Потому что если нет элемента самообслуживания, инструмент забросят».

Показатели более признанных BI-вендоров не такие впечатляющие. Например, компания MicroStrategy, все еще являющаяся крупнейшим независимым поставщиком BI-решений, зафиксировала 6%-ное падение объема продаж, которые составили 130 миллионов долларов в предыдущем квартале. Такое падение во многом объясняется осенним падением в 24%.

Компания не признает, что это падение объясняется подъемом Tableau и QlikView. Согласно Нику Барту, менеджеру по управлению продажами британского офиса, недавно компания запустила новые предложения, не имеющие отношения к сфере BI, и теперь продажам просто нужно адаптироваться.
«Если Вы добавляете много новых продуктов в Ваш ассортимент, иногда продажи падают», – говорит он.

Но компания также добавила самообслуживаемый функционал к своим BI-платформам. Это включает в себя возможность для пользователей загружать какие-то свои данные, т.е. не из хранилища данных компании, и встроенные инструменты визуальной аналитики.

Барт честен относительно того, кто вдохновил их на добавление последнего функционала. «У нас есть клиенты, которые приходят и говорят: «У нас есть 20 пользователей и они все хотят использовать Tableau».

Это достаточное доказательство, что произошел значительный сдвиг в том, как приобретаются BI-системы и как они используются. Задача IT-департамента – приспособиться к этому сдвигу, не потеряв контроль над данными.

Related Posts

No Comments Yet.

Leave a reply